Вопросы для подготовки к вступительному испытанию по русскому языку
- Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
- Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Художественный текст в изучении русского языка.
- Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиции звуков.
- Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.
- Группы слов по употреблению и происхождению.
- Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.
- Группы морфем (значимых частей слова): корневые и служебные (суффикс, приставка, окончание). Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы.
- Основные способы образования слов в русском языке.
- Части речи в русском языке, критерии их выделения.
- Именные части речи, их общие и отличительные признаки.
- Глагол как часть речи.
- Место причастия и деепричастия в системе частей речи.
- Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки.
- Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
- Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
- Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого.
- Простое предложение, его виды по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения.
- Полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
- Второстепенные члены предложения. Основные морфологические способы выражения второстепенных членов предложения.
- Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
- Обособленны члены предложения. Уточнение как обособленный член предложения.
- Предложение с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
- Сложные предложения и его виды: союзные и бессоюзные. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- Чужая речь и основные способы ее передачи.
- Текст как речевое произведение, основные признаки текста.
- Особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение.
- Стили речи, их функции и сфера употребления.
- Написание гласных и согласных в составе морфем. (Орфографические правила указывает учитель.)
- Слитные, дефисные и раздельные написания. (Орфографические правила указывает учитель.)
- Постановка знаков препинания внутри простого предложения. (Пунктуационные правила указывает учитель.)
- Постановка знаков препинания внутри сложного предложения. (Пунктуационные правила указывает учитель.)
Примеры текстов, которые могут быть включены
в билет по русскому языку
Количество и характер заданий, сопровождающих эти тексты, регулирует сам учитель, учитывая профиль школы и класса.
Вставьте пропущены буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Все хорошие фотографы и кин_операторы знают что сущ_ствует закон кадра.
Он состоит в том что одна какая (нибудь) часть целого выд_л_(н, нн)ая из остального иску(с, сс)тве(н, нн)о скажем рамкой вид_искателем фотоаппарата колечком (с,з)_дел_(н, нн)ым из пальцев или просто сосредоточ_(н,нн)ым вн_манием воспр_н_ма_(ться, тся) иначе, нежели вместе с целым.
Очень наглядно это можно видеть например в Армени_ по дороге из Еревана к озеру Севан. Вы ед_те и справ_ от вас все время находи(ться, тся) голуб_ватая д_лина а за ней бел_снежный шатер Арарата. Вдруг машина ост_навлива_(ться, тся) и вам пр_длага_(ться, тся) выйти полюбова(ться, тся) зн_менитой горой.
Но мы же и без того ею любу_мся. Вот она все время справ_ от нас. Нет полюбуйтесь (по)другому.
Оказыва_(ться, тся) около дорог_ сп_циально посторо_(н, нн)а отлогая арка и теперь вы вид_те Арарат часть неба и часть д_лины как(бы) вставл_(н, нн)ыми в рамку и впеч_тление от красоты гор усил_ва_(ться, тся) стократ.
(В. СОЛОУХИН)