Вопросы для подготовки к вступительному испытанию по русскому языку

  1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
  2. Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Художественный текст в изучении русского языка.
  3. Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиции звуков.
  4. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.
  5. Группы слов по употреблению и происхождению.
  6. Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.
  7. Группы морфем (значимых частей слова): корневые и служебные (суффикс, приставка, окончание). Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы.
  8. Основные способы образования слов  в русском языке.
  9. Части речи в русском языке, критерии их выделения.
  10. Именные части речи, их общие и отличительные признаки.
  11. Глагол как часть речи.
  12. Место причастия и деепричастия в системе частей речи.
  13. Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки.
  14. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
  15. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
  16. Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого.
  17. Простое предложение, его виды по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения.
  18. Полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
  19. Второстепенные члены предложения. Основные морфологические способы выражения второстепенных членов предложения.
  20. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
  21. Обособленны члены предложения. Уточнение как обособленный член предложения.
  22. Предложение с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
  23. Сложные предложения и его виды: союзные и бессоюзные. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  24. Чужая речь и основные способы ее передачи.
  25. Текст как речевое произведение, основные признаки текста.
  26. Особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение.
  27. Стили речи, их функции и сфера употребления.
  28. Написание гласных и согласных в составе морфем. (Орфографические правила указывает учитель.)
  29. Слитные, дефисные и раздельные написания. (Орфографические правила указывает учитель.)
  30. Постановка знаков препинания внутри простого предложения. (Пунктуационные правила указывает учитель.)
  31. Постановка знаков препинания внутри сложного предложения. (Пунктуационные правила указывает учитель.)

 

Примеры текстов, которые могут быть включены

 в билет по русскому языку

      Количество и характер заданий, сопровождающих эти тексты, регулирует сам учитель, учитывая профиль школы и класса.

      Вставьте пропущены буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

      Все хорошие фотографы и кин_операторы знают что сущ_ствует закон кадра.

      Он состоит в том что одна какая (нибудь) часть целого выд_л_(н, нн)ая из остального иску(с, сс)тве(н, нн)о скажем рамкой вид_искателем фотоаппарата колечком (с,з)_дел_(н, нн)ым из пальцев или просто сосредоточ_(н,нн)ым вн_манием воспр_н_ма_(ться, тся) иначе, нежели вместе с целым.

      Очень наглядно это можно видеть например в Армени_  по дороге из Еревана к озеру Севан. Вы ед_те и справ_ от вас все время находи(ться, тся) голуб_ватая д_лина а за ней бел_снежный шатер Арарата. Вдруг машина ост_навлива_(ться, тся) и вам пр_длага_(ться, тся) выйти полюбова(ться, тся) зн_менитой горой.

      Но мы же и без того ею любу_мся. Вот она все время справ_ от нас. Нет полюбуйтесь (по)другому.

      Оказыва_(ться, тся) около дорог_ сп_циально посторо_(н, нн)а отлогая арка и теперь вы вид_те Арарат часть неба и часть д_лины  как(бы) вставл_(н, нн)ыми в рамку и впеч_тление от красоты гор усил_ва_(ться, тся) стократ.

      (В. СОЛОУХИН)